Добро пожаловать в раздел "Все о фотографии"! Большая просьба перед размещением своих работ ознакомиться с Правилами раздела и размещать фотографии только в виде превью или миниатюр.
136. А это небольшая карт-схема размещения партизанских зон на территории Белоруссии. Штриховкой показаны области, находящиеся под контролем партизан. Как видите, немцы контролировали только крупные города и основные транспортные магистрали. Да и то не всегда
140. Агитация и пропаганда оставались важной частью работы даже во вражеском тылу. Выпускались газеты (точнее, боевые листки), проводились собрания, принимали в комсомол и партию.
141. Эта картина поставила меня в тупик. На фото явно встреча партизан с некими регулярными частями, но вот разлапистая кокарда офицера в центре и берет у одного из бойцов на заднем плане меня сильно смущает. Поляки?
142. Партизанская "зенитка" из противотанкового ружья. В годы войны бывали случаи, когда из ПТРД (на фото) удавалось сбить низколетящие самолеты. Так что эпизод из фильма "Они сражались за Родину" - отнюдь не выдумка
143. Ну и от партизанских будней переходим к освобождению БССР . Прямо на входе в зал - огромная карта примерно 2х3 метра , иллюстрирующая план наступательной операции "Багратион".
144. Роскошно-облезлый танк Т-34-85, иллюстрирующий наступательную мощь советской армии в 1944 году. Когда я узнал, что это макет из пенопласта, я был просто поражен - до того натурально сделал. Даже грубые литьевые швы на башне в наличие ... Мои аплодисменты тем людям, которые его создавали.
145. Но не только это! Обратите внимание на антураж - сломанные сосенки, мхи , осока . А под гусеницами танка - гать. Это один из характерных эпизодов тех дней. Поясню - идеей Рокоссовского было нанесение основного удара с юга, где у немцев мало сил и еще меньше тяжелой техники и артиллерии , готовой противостоять танкам. Да, там сложная, зачастую - болотистая местность, но удар для врага будет неожиданным и отразить его он не сможет. А болота проходим по гатям (настил из досок и бревен). Поэтому, когда из леса в районе райцентра Паричи стали один за одним появляться советские танки, ничего фашисты сделать уже не могли.
147. Увы, кадр несколько размытый. Если не ошибаюсь, это китель Главного маршала бронетанковых войск П.А. Ротмистрова, на 44 год - просто маршала бронетанковых войск. Наиболее известен Павел Алексеевич по эпизоду "величайшего танкового сражения под Прохоровкой", где он командовал 5-й гвардейской танковой армией. Эпизод этот довольно спорный, но в Белоруссии он знаменит тем, что именно его танкисты 3-го июля 1944 года вошли на северные и северо-западные окраины Минска. Отныне эту дату принято считать днем освобождения Минска . По этому поводу возле Дома Офицеров в Минске установлен на постамент памятник в виде танка Т-34-85.
Что характерно, после освобождения Минска Ротмистрова с его соединением перебросили на освобождение Вильнюса, где он 13 июля накомандовал так, что из-за огромных потерь Черяховский снял его с должности и больше Ротмистров до конца войны в непосредственном управлении войсками не учавствовал.
148. Впрочем ... Это была официальная советская версия. Однако же есть данные, что Ротмистров в своем рывке на Минск несколько оплошал и лоб в лоб встретился с единственной бронетанковой группой немцев, где ему пришлось очень не сладко. Кроме того, историк Исаев утверждает, что по документам танки Т-34-85 появились только в августе 44 года.
Первыми же в Минск вошли бойцы 2-го гвардейского Тацинского танкового корпуса 31-й армии. Это был экипаж гвардии младшего лейтенанта Фроликова. Его именем названа улица в Минске. Обратите внимание , что танк "именной", а также на его тактический знак Л-145. Такую же раскраску ныне имеет танк Т-34-85, который выступает на парадах в Минске. (Фото из инета)
149. А это - китель Константина Константиновича Рокоссовского. Человека, которого я выделяю из всего сонмища военачальников времен ВоВ. Участник разработки операции "Багратион" и сам же талантливо воплотивший ее в жизнь. За эту операцию он получил звание маршала , а чуть позднее - звание Героя Советского Союза
155. Последний зал, так сказать, зал Победы. В центре круглая тумба, в основании которой - знамена поверженных частей Вермахта. В качестве декораций на знаменах встречаются различные нагрудные знаки , но чаще всего почему-то - уже упоминавшиеся знаки членов команды подводной лодки.
156. На стенах - оружие поверженного противника. Обратите внимание - слева распологается чешский пулемет ZB-26, который эксплуатировался в том числе и в частях Вермахта. А в центре , частично скрытый бликами первый прообраз современных автоматов (штурмовых винтовок) немецкий StG44 , достаточно редкая вещь.
157. Снова знамя, снова оружие. Важный момент - ВСЕ оружие поверженного противника обязано быть повернуто стволами вниз. Увы, об этом знают далеко не все, вспоминаем недавний скандал с памятником на Белорусском вокзале в Москве, где немецкие карабины были изображены стволами вверх.
158. А это фото и головной убор (конфедератка) Дмитрия Карповича Мостовенко, командующего бронетанковыми войсками Войска Польского. Помните польский сериал "Четыре танкиста и собака" ? Так вот, верховным главнокомандующим рода войск для них был как раз Дмитрий Карпович.
160. Самый красивый и самый редкий орден времен ВоВ - орден "Победа". На пояснительной табличке специально указано, что это муляж, дабы у неких недалеких посетителей не было соблазна шарахнуть по витрине чем-то тяжелым и сделать ноги с наградой из драгоценных металлов , усыпанной бриллиантами.
Всего 20 наград было вручено, но последнюю (Л.И. Брежневу ) было решено отозвать, как не соответсвующей статуту награды. Все ордена, вручённые советским военачальникам, а также маршалу Польши М. Роля-Жимерскому, находятся в России. В Центральном музее Вооружённых Сил находится 5 орденов «Победа»: два Жукова, два Василевского и один Малиновского. В зале Победы этого музея выставлены копии орденов, сами ордена находятся в запасниках. Остальные экземпляры ордена «Победа» находятся в Гохране (ордена К. К. Рокоссовского и М. Роля-Жимерского — в Алмазном фонде
161. Собственно , кульминация ... Подписание ... то есть, переподписание капитуляции , на сей раз в Карлхорсте. Советское руководство решило не признавать капитуляцию в Реймсе , которую от СССР подписал Суслопаров. Ныне же на картине мы видим Жукова, к тому же - стоящего, что как бы говорит нам, кто тут самый главный )
162. Ну и галерея победителей. Для начала - наш советский солдат. Хоть и рядовой, но на груди медали "За отвагу" и "За победу над Германией". На груди справа - знак за ранение.
163. Следом - стенд с фотографиями. Вверху как раз фото из Карлхорста , но подписано "капитуляция в Берлине". Здесь нет ошибки, Карлхорст - один из районов Берлина. Точно так же не было бы ошибкой "подписание в Сокольниках - подписание в Москве". Фото на крыше рейхстага также в наличии...
Кстати слева-вверху мы видим небольшой красный флаг. Это так называемый штурмовой флаг, им обозначали уже захваченные здания.
169. Ну вот вроде бы и все... Можно повернуть направо и выйти из здания музея. Но ... Я бы не рекомендовал бы так поступать. Лучше повернуть влево и по высоким ступеням подняться туда, под купол , над которым реет флаг Советского Союза. Это парадный зал. Купол символизирует купол Рейхстага , одновременно остекление его напоминает небо в перекрещенных лучах прожекторов. Поднимемся ...
170. Такого ощущения я не испытывал никогда раньше. Преодолев последние несколько довольно крутых ступенек ты оказываешься в ослепительно-белом зале с легкими оттенками голубого и золотого. А воздух ... Такое ощущение, что он просто звенит, какой-то тонкой, едва уловимой высокой нотой. И дышится так легко ...
Когда проходит первый восторг, ты понимаешь всю гениальную задумку архитекторов и музейщиков (еще одна грань современного музейного искусства). Всю дорогу ты поднимался снизу вверх, проходя через войны, боль и страдания. И вот последний рывок, задыхаясь, ты поднимаешься наверх ... И зал сверкает чистотой и торжественностью. Да, в чем-то помогают технологии, несмотря на то, что на улице более 30 градусов жары, но под куполом воздух не только кондиционирован , но и озонирован, именно поэтому там так легко дышится. А еще у зала потрясающая акустика...
172. Вся красота помещения предназначена не только для посетителей. Здесь проходят торжественные мероприятия , здесь принимают присягу и вручают погоны... (фото с сайта МЧС РБ)
173. Насладившись парадным залом, возвращаемся назад. На самом деле осмотр основной экспозиции закончен, но я предлагаю взглянуть еще на два зала. По пути к ним в темном углу находим скромно стоящую 45-мм противотанковую пушку образца 1942 года, она же М-42. Это наследница той самой 45-ки, о которой мы говорили в самом начале. Удлиненный ствол и увеличенный пороховой заряд существенно повысили возможности пушки, но, увы, броня немецких танков росла еще быстрее, поэтому орудие сняли с производства в 1945 году.
174. Следующий зал - Беларусь от 45 года до современности. Несколько стендов посвещены странам, где еще сыновьям белорусской земли довелось воевать в 20-м веке. Разумеется - Афганистан.
Если АК-74 , РПГ-7 и штык-нож узнаются без труда, то как выглядит пластиковая итальянская мина VS50 (крайняя слева) или советская ПМН (в центре) знают далеко не все. Справа - макет военно-транспортного АН-12
175. Египет. Здесь наши солдаты в основном работали в системе ПВО, отражая атаки израильской авиации по позициям египтян. Снимок в центре - транспортно-заряжающая машина на базе ЗиЛ-157 с ракетами для комплекса С-125 "Печора"
176. В левой части - Ангола, где нашим бойцам пришлось воевать с УНИТА из ЮАР. Да и не только там, по всей Африке у советских граждан были "командировки". Справа - Куба. Передовица газеты "Известия" времен Карибского кризиса. А правее и выше нее - снимок той самой советской баллистической ракеты средней дальности Р-12, поставки которых на Кубу послужили катализатором всего кризиса. Если совсем честно, то на фото на самом деле макет-памятник этой ракеты, который расположен в Гаване возле Военной академии.
177. Воины-интернационалисты, Герои Советского Союза. В левой части можно увидеть снимок часовни, которая находится на искусственном острове на реке Свислочь в Минске. Это целый комплекс , посвященный белорусским воинам, погибшим в Афганистане. Называется он "Остров Мужества и Скорби", минчанам более известен, как "Остров слез".
178. А это фото закладки послания потомкам, который позже ляжет в основу здания нынешнего Музея истории Великой Отчественной войны. Полковник, генерал и Александр Лукашенко с сыном.
180. Далее идут стенды , посвященные всем силовым структурам нашей страны. Упомянуты практически все, вплоть до военной кафедры белорусского Политеха ).